Главная страница Главная страница Главная страница
А.Ю. Мишустин, Г.С. Еремкин. "Казахско-кыргызские экспедиции"
4 июля 2003 (КЫРЧЫН - ТАЛАС)

С утра Мишустин чувствовал себя хуже и не представлял, насколько долго сможет находиться в поле. По графику экспедиции, на обследование Киргизии оставались еще два дня - их было запланировано провести в Таласском Алатау в районе перевала От-Мок. Вместо этого мы могли бы остаться на пару дней в Кырчыне. Однако Мишустин вполне мог вести машину и не хотел причинять неудобств гостеприимным Арстану и Жилдыз. Было решено двигаться на Талас и остановиться там в гостинице.

Мы поблагодарили Иманалиевых за тот великолепный прием, который они нам оказали, попрощались. Около 8:30 выехали из Кырчына на Талас - далее по автодороге А367 "трасса А365 - трасса М41" (Кочкорка - Чаек - Суусамыр).

До села Кожомкул (около 45 км) дорога шла красивейшим ущельем реки Кёкёмерен. Кырчын находится практически на его нижнем краю. Это ущелье - крупнейшая достопримечательность; его непременно посещает каждый автобус с иностранными туристами. В 2000 году Мишустин уже побывал в ущелье, сделал в нем 2 ночевки. Сейчас у нас, к сожалению, не было возможности здесь задерживаться и даже пофотографировать; мы "проскочили" ущелье реки Кёкёмерен часа за полтора-два.

Небольшую остановку сделали лишь в месте стоянки Мишустина в 2000-м - за селом Кызыл-Ой, неподалеку от пешеходного моста. Как и Мишустин тогда, видели гималайского грифа кумая! Он - на удивление - летал над тем же склоном горы, где в 2000-м была отмечена пара.

Из ущелья реки Кёкёмерен дорога выводит в высокогорную Суусамырскую долину. На краю этой долины в слиянии рек Суусамыр и Западный Каракол и рождается Кёкёмерен. Здесь мы так же ненадолго остановились, видели стайки розовых сковорцов.

Через 12 км, между селами Суусамыр и Тунук, наблюдали обыкновенную пустельгу, туркестанского жулана, ястребиную славку и желчную овсянку.

Еще через 13 км доехали до трассы М41 "Бишкек - Ош" и свернули на нее влево - в сторону Оша. Двигались по этой трассе 46 км до села От-Мок. Видели обыкновенных пустельг, луговых луней, больших горлиц, обыкновенных кукушек, одну молодую варакушку и сотни грачей. В От-Моке повернули направо - на автодорогу А361 "трасса М41 - Грозный (Аманбаево)".

Автодорога А361 начинается подъемом на перевал От-Мок хребта Таласский Алатау. С обоих склонов перевала (от трассы М41 до села Талдыбулак) она представляет собой слабую грунтовку, почти сплошь засыпанную скатывающимися со склонов камнями, и лишь затем на ней начинается асфальт. Местность в районе перевала очень живописна. Крутые склоны (особенно тесно сжимающие дорогу со стороны трассы М41) зеленеют нетронутыми альпийскими лужайками и призывно блестят ручейками талой воды, бегущей из лежащих до середины лета снегов. При приближении к перевалу все более холодным делается воздух и порывистым - ветер. Высота перевала От-Мок - 3330 м; он является высочайшей точкой маршрутов двух наших экспедиций - предыдущей, 2000 года, и описываемой. Только в 2004 г. мы побываем на несколько сотен метров выше - на перевале Чон-Ашуу хребта Терскей Ала-Тоо.

В начале подъема на перевал От-Мок нам встретились желтоголовые трясогузки и пара снежных воробьев. Недоезжая 4-5 км до перевала мы видели стаю в несколько десятков клушиц, среди которых держалось также несколько пар альпийских галок. А еще через 2-3 км решили остановиться. Рассудив, что времени вернуться на От-Мок у нас уже, скорее всего, не будет (если только Мишустин поправится в Таласе за одну ночь), мы пробыли в этом месте несколько часов. Еремкин поднимался на ближайшую гору, а Мишустин последовал правилу, что лучшее лекарство - это сон, и поспал в машине :).

Еремкиным были отмечены: рогатые жаворонки, горные коньки, каменки-плясуньи, гималайская завирушка и пестрый каменный дрозд. А еще он нашел и принес загадочные фиалки. (В 2000 г. Мишустин нашел на перевале От-Мок фиалки с крупными фиолетовыми цветками. Рассчитывал определить их по фотографии в Москве, но не смог - на фото были видны не все признаки. И сейчас Еремкин принес с горы несколько таких же растений, выкопав их целиком, с корнями.) Мы битый час определяли их по "Флоре Киргизии", но все так же безрезультатно! Тогда мы использовали "Флору" по-иному: загербаризировали в ней все растения. По возвращении в Москву Еремкин проконсультировался со специалистом по фиалкам, сотрудником Ботанического Сада В.Д. Бочкиным. Заключение Бочкина было однозначным: это местная разновидность полиморфной алтайской фиалки, в соответствующих ей тезах "Флоры Киргизии" допущена неточность.

Под вечер мы продолжили движение. Вот и От-Мок. На нем было холодно и лежали пятна снега. Вдалеке глухо гремел гром, где-то пел рюм. А за перевалом (уже в Чуйской области) не было абсолютно ничего - лишь темнело скопление темно-сизых грозовых туч. Дорога ныряла прямо в них :). Последовав за ней, мы очутились в густейшем "тумане". Видимость составляла не более пяти метров! Дальний свет фар делал менее мутным лишь маленький участок впереди, а все остальное окутывала пелена.

Мы ехали через тучи почти до самого Талдыбулака; на 20 км ушло около трех часов. Вести машину было тяжело (дорога еще и вилась по серпантину), наблюдать птиц - вовсе невозможно, и тем не менее обстановка навевала на нас такие ощущения, которые нельзя было назвать неприятными. Точнее было бы - романтическими и подходящими к нашему настроению в тот момент, момент прощания с Тянь-Шанем и начала обратного пути в Москву. Дорога с облаков… :)

До Талдыбулака добрались почти в полной темноте. Из тех туч, через которые мы проехали, по всей долине Уч-Кошоя лил дождь. У реки блеял бекас и кричал коростель.

Через приблизительно 65 км мы приехали в город Талас. Заночевали, как и Мишустин в 2000 г., в гостинице "Интурист". Эта гостиница расположена в глуховатом парке, который местные жители называют "лесом", так как он тянется далеко по реке Талас, выходя даже за черту города, и, по их рассказам, в нем обитает много зверей и птиц. Где-то прямо перед гостиницей живет сплюшка.

С иностранцев в гостинице "Интурист" берут ощутимую дополнительную плату. Зато имеется таксофон, сауна и собственное кафе.

Пройденные маршрутные участки

271 (туда),
272 (туда),
273 (туда),
189 (обратно),
200 (обратно),
199 (обратно),
198 (обратно),
197 (обратно),
196 (обратно, 40 из 46 км) -

- Нарынская, Чуйская и Таласская области.

Автопробег

233 км

Встреченные виды птиц

Лунь луговой, Гриф гималайский, Пустельга обыкновенная, Коростель, Перевозчик обыкновенный, Бекас обыкновенный, Голубь сизый, Горлица кольчатая, Горлица большая, Кукушка обыкновенная, Сплюшка, Сизоворонка обыкновенная, Удод обыкновенный, Жаворонок рогатый, Конек горный, Трясогузка желтоголовая, Трясогузка маскированная, Жулан туркестанский, Скворец обыкновенный, Скворец розовый, Майна обыкновенная, Сорока обыкновенная, Клушица, Галка альпийская, Галка обыкновенная, Грач, Ворона черная, Завирушка гималайская, Камышевка широкохвостая, Славка ястребиная, Славка серая, Чекан черноголовый, Каменка-плясунья, Дрозд пестрый каменный, Соловей южный, Варакушка, Деряба, Воробей домовый, Воробей снежный, Коноплянка обыкновенная, Чечевица обыкновенная, Просянка, Овсянка желчная.


Rambler's Top100