Главная страница Главная страница Главная страница
А.Ю. Мишустин, Г.С. Еремкин. "Казахско-кыргызские экспедиции"
24 июня 2003 (КАРАМУРЫН - КЫЗЫЛБАЙРАК)

Пару часов ходили у подножия гор и по склонам. Видели стайку больших скалистых поползней, каменку-плешанку, желчную овсянку. Выехали около 11:00.

Двинулись на северо-восток по той же дороге, вдоль подножия гор Карамурын. Асфальт на ней еще вчера, перед горами, сменился грунтовкой (и весь этот день мы передвигались исключительно по грунтовкам).

Доехали до рудника; здесь пересекалось несколько дорог. Правая вела в горы, и мы выбрали ее. Поднявшись на несколько сот метров, эта дорога быстро провела нас сквозь миниатюрные горы Карамурын. Там мы видели - единственный раз за поездку - двупятнистых жаворонков, взрослых и молодых. А также - выводки пустынной каменки и желчной овсянки. Все птицы летали уже хорошо, сфотографировать не удалось. Собрали 1 бабочку-бархатницу.

Когда мы снова спустились в пустыню, слева от нас стояли горы основного хребта Каратау - в несколько раз более высокие, чем Карамурын (до тысячи метров и более). В ту сторону, на восток, шла накатанная дорога. Сверившись с картой, мы поняли, что это дорога от Шиели к буграм Кабанкулак и Инкай, которая переваливает через хребет Каратау и по которой можно проехать к дороге от села Сузак. Мы влились в кабанкулакскую дорогу у ее 20-километрового столба от Шиели.

По пути к горам нам встретились: группа черных и белых ослов, бегущих на водопой; зеленые и золотистые щурки; пара чернобрюхих рябков.

Подъехав к подножию гор, начали подъем по ущелью небольшого ручья. В одном месте остановились: поплескались, помочили ноги в приятно прохладной воде, сфотографировали пейзаж, видели каменку-плешанку с молодыми и больших скалистых поползней.

Ущелье закончилось на относительно ровном внутреннем плато. По этому плато мы проехали к ущелью другого ручья, сбегающего уже к противоположному, северо-восточному склону хребта. Сфотографировали сидящую на кусте тамариска золотистую щурку. Остановились за небольшой деревушкой (единственной на горном участке дороги), где ручей образует небольшой водопад. Приблизительно - в районе 60-километрового столба. Здесь сделано несколько пейзажных снимков; отмечены сизоворонка, полевой конек, чернолобый сорокопут и каменка-плешанка.

Ближе к вечеру, завершив спуск с Каратау, мы выехали, как и предполагали, на перекресток с дорогой от села Сузак. Возле него держалась группа молодых толстоклювых зуйков. Не спеша, мы ездили рядом с ними по пустыне до тех пор, пока кулички, как будто попривыкнув, не подпустили нас на расстояние, пригодное для фотосъемки.

Повернули к Сузаку - на юго-восток, вдоль подножия Каратау. В районе границы Кызылординской и Южно-казахстанской областей (ничем не отмеченной на местности) мы сфотографировали чернолобого сорокопута, а через некоторое время нашли и его гнездо - на кусте тамариска на высоте около 2 метров, с кладкой из 6 яиц.

А немного дальше видели пробежавшего между холмов корсака.

Проехав село Аксумбе, мы сделали остановку возле отсутствующего на нашей карте водохранилища реки Аксумбе. Стоило выйти на его берег, как на нас с криком набросились луговые тиркушки. Поведение птиц убедило нас в том, что где-то рядом они гнездятся, но из-за спешки (мы собирались на ночевку вновь заехать в горы, и предстояло еще найти подходящий заезд), мы не стали искать колонию. Тиркушек было около 10 пар. Еще над водохранилищем летала пара речных крачек, на берегу держалась пара малых зуйков, а на воде плавали одна самка огаря с выводком из семи птенцов и пять самок красноносого нырка.

Мы могли бы заехать на ночевку из Аксумбе, но не стали, так как посчитали, что уже достаточно повидали невысокие горы северного Каратау и хотели подобраться поближе к значительно более высокой центральной части хребта. После Аксумбе на карте стояли села Бакырлы, Сарыжаз и Кызылбайрак; от последнего, как и от Аксумбе, была обозначена дорога в горы. И мы решили побыстрее ехать на Кызылбайрак.

За водохранилищем дорога стала разделяться на множество мелких, большинство из которых уходило влево, удаляясь от гор. Мы выбирали каждый раз самую правую, полагая ее более короткой и быстрой.

И в какой-то момент на нас неожиданно наступили предгорья. После крутого подъема тут же начался крутой спуск, за ним - снова подъем, а дальше - больше. Колеи углубились настолько, что ехать на "Ниве" по ним не было никакой возможности, а только по обочине. Но последнее было также очень непросто, так как местами дорога превращалась почти что в траншею, с отвесным уклоном с обеих сторон. Не раз мы останавливались, выходили из машины и подолгу решали, как же тут проехать-то вообще… В результате расстояние в 23 км от Аксумбе до Бакырлы отняло у нас около двух часов.

За Бакырлы начали сгущаться сумерки, но мы ехали уже гораздо быстрее, сворачивая на всех развилках влево :) Вскоре даже появился асфальт, и мы разогнались до скорости, с какой не ехали с тех пор, как покинули трассу "Самара - Чимкент": 60-70 км/час.

Посреди пустыни попался одинокий знак: стрелка вправо и вниз, то есть - "объезд". От асфальта отходила плохонькая колея. И никакого пояснения. Что и куда объезжать? Мишустин сворачивать на колею не стал, а поехал по асфальту дальше, лишь сбросил скорость. И правильно сделал, что сбросил. Через минуту за незаметным поворотом впереди показалась пропасть! По всей ширине дороги провалился асфальт. Дорога пересекала в этом месте русло совершенно пересохшего сейчас ручья, и в середине провала зияли, как колья, уцелевшие сваи моста. Произойти такое могло только в паводок, а значит, с весны дорогу так и не отремонтировали. Хорошо, что знак поставили.

Вернулись и поехали в объезд. За это время стемнело. Доехав до Кызылбайрака, мы попытались найти в свете фар заезд в горы, но не смогли. Людей на улицах села не было, огни в домах не горели. Таким образом, мы все же встали на ночевку в пустыне (невдалеке от села).

Пройденные маршрутные участки

134 (туда, 6 из 36 км),
135 (туда),
136 (туда),
137 (туда),
138 (туда),
139 (туда) -

- Кызылординская и Южно-Казахстанская области.

Автопробег

147 км

Встреченные виды птиц

Огарь, Нырок красноносый, Зуек малый, Зуек толстоклювый, Тиркушка луговая, Крачка речная, Рябок чернобрюхий, Сизоворонка обыкновенная, Щурка золотистая, Щурка зеленая, Жаворонок хохлатый, Жаворонок малый, Жаворонок серый, Жаворонок двупятнистый, Конек полевой, Сорокопут чернолобый, Каменка-плешанка, Каменка пустынная, Поползень большой скальный, Овсянка желчная.